Иранские марки могут занять до 10% российского авторынка в ближайшие 5 лет

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие) оценили ближайшее будущее иранского автопрома в России. Какую долю рынка потенциально могут занять иранские автоконцерны, хлынут ли на российский рынок иранские автомобили и станут ли они востребованными у россиян?

Иранские марки могут занять до 10% российского авторынка в ближайшие 5 лет
SAIPA Shahin. Фото Mehdi Marizad (CC BY 4.0)

Что такое иранский автопром

Объемы иранского автомобильного рынка сопоставимы с российским. На пике роста, в 2011 году, иранцы купили 1,59 млн машин, в 2021-м — 0,85 млн машин. Прошлогодние продажи в России остановились на отметке 1,54 млн единиц.

Последние несколько лет иранские заводы облюбовали китайские марки, наполняющие местный рынок автомобилями в легком национальном ребрендинге. В Иране собирали и собирают DongFeng, Haima, JAС, есть «немного» Hyundai, PSA, Renault. Желание производить машины непосредственно в Иране обусловлено дешевой рабочей силой и одним важным нюансом.

Первое знакомство

Иранский авторынок соприкасался с Россией раньше только раз — в середине нулевых. В 2006 году в Россию привезли саму популярную модель автопарка Ирана — знакомую нам Iran Khodro Samand. Она была построена по лицензии уже тогда безнадежно устаревшего Peugeot 405. Машина стоила чуть дороже первых «китайцев» и эталонного по бюджетности Renault Logan. Продавался «Саманд» хорошо, и за три с небольшим года разошелся тиражом в 12 тысяч экземпляров. Однако в 2010 году иранцам пришлось уйти из-за нового техрегламента, запрещающего машины классом ниже «Евро-4». Других моторов у бюджетной малолитражки не было.

С тех пор наши покупатели стали разборчивее, а просьбы превратились в требования. Консервативные иранцы, бесконечно пересобирающие древние лицензии PSA, к такому были не готовы, но нас не забывали.  В «нулевых» они регулярно приезжали на выставки с новыми-старыми моделями. Планы найти дилера и начать завозить автомобили были, но каждый раз что-то не получалось. Одно время к нам хотели поставлять машины из Беларуси, а также из Азербайджана (под именем Khazar), но опять не вышло.

В этой связи освободившееся место после ушедших и уходящих из России западных марок может, наконец, стать отправной точкой в новой ирано-российской истории. Сценария здесь три.

Что к нам могут привезти

Ближе всего к современной российской реальности — Iran Khodro, а также второй крупный местный автопроизводитель Saipa. На недавнюю автовыставку в Москве каждый из этих брендов привез свой вариант новинок — оба седана.

Iran Khodro показал модель Tara (ударение на второй слог), построенную в прошлом году на базе платформы Peugeot 301. Французский прообраз Tara появился у нас в 2012 году, теперь нас знакомят с ее реинкарнацией. В плюсах — просторный для класса салон и выполненный норматив по базовым опциям. Размерами «Тара» чуть больше Kia Rio и Hyundai Solaris: в длину — 4519 мм, между осями — 2652 мм. Под капотом потенциальной новинки — 1,6-литровый мотор мощностью 113 л. с. и максимальным крутящим моментом 144 Нм. В пару к нему полагается 6-ступенчатый «автомат», разгоняющий седан до 190 км/ч.  В списке оснащения — четыре подушки безопасности, 7-дюймовый экран мультимедиа, камера заднего вида, климат-контроль и задние парктроники. Среди опций — 16-дюймовые диски, электроприводы зеркал заднего вида, камеры кругового обзора, дермантиновый салон и подогрев заднего дивана. Окончательный список дополнительного оборудования будут пересматривать по факту.

Saipa предложил четырехдверку Shahin, в основе которой старая платформа Toyota из 90-х. Размерами она в габаритах перечисленных «корейцев»: 4446 мм по длине, 2650 мм колесная база. Под капотом — 1,5 турболитра мощностью 110 л. с. и максимальным крутящим моментом 178 Нм. В пару к этому две трансмиссии на выбор – пятиступенчатая МКПП или вариатор. Оснащение примерно похоже на Tara: 7-дюймовый экран мультимедиа, две подушки безопасности, задние парктроники, круиз-контроль, электрозеркала заднего вида.

На скамейке запасных Iran Khodro также есть компакты Dena (переписанный на новый лад старый знакомый Samand, он же Peugeot 405) и Runna (Peugeot 206). У Saipa есть маленький седан Saina и совсем крохотный хэтчбек Quik.

Что делать иранским маркам

Очевидно, что производители будут активно искать первых дилеров, с которых можно начать строить сеть. Iran Khodro заявил, что документы на регистрацию Tara они уже подали. Saipa готова сделать это в ближайшее время. Развитая дилерская сеть – одна из базовых основ успеха продаж. Тут иранским производителям, очевидно, нужно будет снизить порог входа для первых дилеров. Например, разрешить выставлять машины с другими брендами под одной крышей, как это делают, к примеру, FAW и Chery.

Чтобы заявить о себе, придется поработать над стабильностью сборки и качеством комплектующих. Для наших покупателей по-прежнему отправной точкой служит цена, но ржавеющий металл или постоянные мелкие поломки не добавят плюсов. Конкурировать маркам из Ирана придется в первую очередь с LADA, в том числе и ценами. Бюджетные модели тольяттинцев сейчас стоят немногим более миллиона рублей и дешевле. Примерно в эти  ценовые рамки придется втиснуться и новеньким иранским авто. Tara и Shahin на родине стоит около 12 тысяч долларов. Очевидно, что местная адаптация, таможенные пошлины, НДС, а также утилизационный сбор поднимут цены. От того, насколько они вырастут, во-многом зависит успех первых продаж.

За последние 10–15 лет мы стали лучше разбираться в автомобилях. Иранцы должны это крепко усвоить, чтобы предлагать не из готового, а из нужного рынку. Больное место иранских производителей — их небольшая самостоятельность и консерватизм. За такое российские покупатели могут оставить без денег примитивные машины из прошлого. Такое может случиться даже при сборке «чужих» моделей: тогда получим «китайцев», сделанных хуже, чем в оригинале.

В перспективе первых пяти «проверочных» лет иранские марки могут занять до 10 процентов всего рынка. То есть стать крепкой альтернативой «народным» маркам в доступном сегменте — главным образом, АвтоВАЗу. Такое возможно в том числе после организации местного производства и государственной помощи, а также при условии ирано-китайского дуэта. Не исключено, что часть китайских моделей будет пересобираться в России под иранскими названиями. Фактически иранская доля рынка увеличится за счет машин из Поднебесной с целью обхода санкций.