В Израиле нашли следы разрушительного цунами добиблейских времен

Разрушительные цунами – это, оказывается, явление не только далеких необъятных океанов, но и такого близкого и ласкового Средиземного моря. Во всяком случае, так было в добиблейскую эпоху. Именно об этом говорят находки археологов, сделанные в окрестностях древнего северо-израильского города-порта Тель-Дор, на который много тысяч лет назад обрушилась 40-метровая стена воды, пишет ТАСС со ссылкой на научный журнал PLOS ONE.

Тель-Дор. Фото Bukvoed (CC BY 3.0)

Произошло это, по подсчетам ученых, примерно 9,9-9,3 тыс. лет назад, то есть еще в эпоху неолита. В результате все поселения древнего человека тогда были буквально стерты с лица Земли.

К выводам о версии возникновения в этом районе колоссального цунами исследователей из Калифорнийского университета Сан-Диего во главе с Гиладом Штинбергом подтолкнуло обнаружение во время раскопок образцов горных пород с прослойками, в которых нашли останки морских биоорганизмов, а также элементы осадочных пород, сформировавшихся под воздействием морской стихии почти 10 тыс. лет назад.

Но почему же именно морские «отпечатки», найденные рядом с городом, расположенным на морском побережье, так возбудили археологов? Дело в том, что в далекие времена Тель-Дор (а по косвенным данным человек здесь поселился 30 тыс. лет назад), находился … в нескольких километрах от берега моря. И только из-за постоянного роста уровня моря со временем этот населенный пункт оказался на самом побережье.

Удивительная находка подсказала ученым направление дальнейших поисков, и в итоге оказалось, что «морские» окаменелости и элементы пород в немалом количестве присутствуют на расстоянии 1,5-3,5 км от предположительной береговой линии Средиземного моря той эпохи.

Согласно выводам ученых, появление таких природных артефактов в глубине суши могло произойти в результате «работы» мощнейшего цунами, которое, чтобы достичь удаленной от берега местности, должно было иметь высоту до 40 метров.

Предполагается, что причиной стихийного бедствия эпохи неолита стало землетрясение, возникшее в глубинах тектонического разлома, который проходит под Мертвым морем и практически через все средиземноморское побережье Израиля. В доказательство верности этой гипотезы указывают на имеющиеся следы сейсмических толчков, относящиеся к означенному периоду истории.