Ученые нашли разгадку необычайной силы муравьев

Ученые из японского Окинавского института науки и технологий и французского Университета Сорбонны нашли ответ на вопрос, почему муравьи так сильны. Разгадать причину столь невероятной мощи насекомых помогла технология 3D-моделирования. Свою работу исследователи опубликовали в журнале Frontiers in Zoology.

Муравьи. Фото MD_JERRY / Unsplash

До сих пор тот факт, что рабочие муравьи обладают способностью перетаскивать груз в несколько раз тяжелее собственного веса, оставался необъяснимым. Для того чтобы понять, что лежит в основе данного феномена, исследователи создали трехмерную модель муравьиной грудной клетки и проследили за работой каждой мышцы.

В результате анализа ученые сделали вывод, что «сверхсилу» эти насекомые получили после того, как в ходе эволюции утратили способность летать.

«Мы всегда предполагали, что потеря летательной способности помогла им оптимизировать работу на земле, но нам еще многое предстоит узнать о том, как это произошло», — сообщил профессор Эван Экономо (Evan Economo), возглавляющий подразделение по биоразнообразию и биокомплексу Окинавского института науки и технологий.

Постепенная атрофия летательных мышц привела к интенсивному развитию других мышечных групп, считают ученые.

«Внутри грудной клетки рабочего муравья все прекрасно интегрировано в крошечном пространстве. Все три группы мышц увеличились в объеме, что дало рабочим муравьям больше силы и мощи. Также изменилась геометрия мышц шеи, которые поддерживают и перемещают голову. И внутреннее крепление мышц было изменено», — заявлял покойный доктор Кристиан Петерс, ведущий автор работы, занимавший должность профессора в Университете Сорбонны.

Такая «оптимизация» сделала муравьёв чрезвычайно сильными и выносливыми. Придя к этому выводу, ученые задались вопросом, почему далеко не все насекомые, сменившие «небо на землю», стали такими же сверхсильными.

Ответ исследователи нашли в социальном аспекте. Дело в том, что муравьи создают строго организованные колонии, где у каждого своя роль. В обязанности рабочих особей входит перетаскивание грузов, поэтому в ходе эволюционного процесса их тело развивалось для решения именно этой задачи.