Изменения во вращении Земли влияли на массовое вымирание 375 млн лет назад

Прецессия земной оси, которой обычно называют слабые колебания вращения планеты, влияла на массовое вымирание организмов на Земле. К такому выводу пришли геологи из Университета Алабамы, статья которых опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Камни из Мезозойского периода. Фото James St. John (CC BY 2.0)

Объектом исследования стало «событие Келлвассера» – один из самых страшных периодов девонского вымирания, начавшегося около 374,5 млн лет назад. Тогда исчезло более 70% видов животных, которые, как позже выяснили ученые, буквально задыхались из-за резкого падения уровня кислорода в морской воде.

Изучив образцы древних сланцев Чаттануга (штат Теннесси, США), геологи реконструировали изменения содержания кислорода, всплески «цветения» планктона и поступления веществ из почвы на суше. Впоследствии выяснилось, что все эти процессы проходили циклично – раз в 17 тысяч или раз в 21 тысячу лет, а значит, первопричиной девонского вымирания могли стать климатические изменения, вызванные небольшими колебаниями вращения Земли.

Источник: Earth and Planetary Science Letters