Ученые выяснили, как частицы вокруг Земли разгоняются до околосветовых скоростей

Исследователям наконец удалось понять, каким образом элементарные частицы вроде электронов приобретают ультрарелятивистские энергии, т.е. движутся со скоростью, близкой к скорости света. Так, как оказалось, для этого необходимо соблюдение целого ряда условий, которые максимально вероятны в период сильных солнечных бурь.

Пояса Ван Аллена. Фото NASA

Так, до околосветовых скоростей заряженные электроны могут ускоряться, скользя по плазме, испускаемой Солнцем во время солнечных бурь. Впрочем, выяснилось впоследствии, только этого фактора недостаточно. Необходимо также наличие низкой плотности плазмы при прохождении поясов Ван Аллена, что бывает достаточно редко.

Отметим, что обычная плотность плазмы в поясах Ван Алена составляет от 50 до 100 частиц на кубический сантиметр. При определенных условиях, плотность может падать вплоть до 10 частиц на кубический сантиметр. Именно в это время заряженные электроны получают энергию электромагнитных волн, повышая собственную кинетическую энергию в десятки раз, достигая скорости, близкой к скорости света.

Напомним, что радиационные пояса Ван Аллена располагаются на расстоянии от 650 до 58 тыс. километров от поверхности Земли и блокируют пагубное воздействие заряженных частиц из открытого космоса на планету и околоземную орбиту. Впрочем, электроны с ультрарелятивистскими энергиями способны прорывать эту защиту, что может пагубно сказаться на аппаратуре искусственных спутников на околоземной орбите, поэтому изучение данных явлений имеет большую прикладную ценность.