Генетики пролили свет на историю взаимоотношений людей и собак

Проведя масштабное генетическое исследование, ученые выяснили, что взаимоотношения людей и собак начались более чем 11 000 лет назад, причем одновременно в разных частях планеты. Результаты научного труда опубликованы в издании Science.

Собака. Фото Karolina De Costa / Unsplash

Согласно общепринятой теории, все современные собаки и волки имеют одного общего прародителя, но когда именно произошло разделение этих видов, до сих пор не было известно. Одни ученые утверждают, что люди начали приручать волков около 30 000 лет назад. Другие заявляют, что этот процесс насчитывает сотню тысячелетий. Дело в том, что по останкам животных, найденным рядом с человеческими окаменелостями, невозможно точно определить, принадлежали они уже собакам или ещё волкам.

Эти споры могли бы продолжаться не одно десятилетие, если бы на помощь не пришли палеогенетики. Ученые из 21 страны, в том числе и россияне, обобщили данные по 32 находкам останков древних животных из Сибири, европейского и ближневосточного регионов. В ходе научной работы были секвенированы 27 совокупностей моделей ДНК, к ним добавлены пять генов, изученных ранее, и в результате установлены пять основных генетических линий.

Точную дату и территорию одомашнивания диких хищников установить пока не удалось, но зато теперь ученые точно знают, что уже 11 000 лет назад собаки были полностью отделены от волков на генном уровне. А значит, их приручение началось  задолго до этого.