Ученые выяснили, каких птиц мумифицировали в Древнем Египте

Французские ученые после проведения глубокого геохимического анализа мумифицированных птиц, найденных в египетских гробницах, опровергли бытовавшее ранее мнение о том, что вместе с усопшими хоронили домашних пернатых. Выяснилось, что это дикие птицы, преимущественно ибисы.

Мумифицированная птица. Фото Wellcome Images

Для исследований были взяты образцы костей, перьев и внутренностей птиц, обнаруженных в древних усыпальницах. Сравнив изотопный состав элементов с показателями человеческих мумий, специалисты зафиксировали кардинальные отличия. На этом основании ученые пришли к выводу, что захороненные птицы никогда не жили рядом с человеком. Скорее всего, их специально отлавливали для того, чтобы принести в жертву Богам – Гору, Ра и Тоту (не зря эти божества изображались с птичьими головами).

Кроме того, свидетельством охоты на пернатых являются изображения на фресках в древних некрополях. Также в пользу гипотезы о захоронении в египетских гробницах именно диких птиц свидетельствует возраст исследованных тушек. В усыпальницах были обнаружены останки на всех стадиях развития – от яиц до старых особей, в то время как домашних кошек мумифицировали только во взрослом возрасте.

Ученые полагают, что массовый отлов ибисов для принесения в жертву привел к резкому сокращению популяции этих птиц. Баланс не восстановился и в наши дни – до сих пор данный вид находится в Египте на грани исчезновения.