Ученые выяснили, как майя очищали воду

Для очистки воды индейцы майя использовали минерал, который применяется и сейчас в современных фильтрах. К такому выводу пришли ученые из Университета Цинциннати, результаты их исследований опубликованы в научном издании Scientific Reports.

Тикаль. Фото Bruno Girin

Сложные конструкции, предназначенные для фильтрования воды, были обнаружены на крупных водохранилищах в Тикале – столице Мутульского царства, одном из самых крупных из известных археологам поселений майя. Очистные сооружения были созданы на основе песка и минерала цеолита, способного благодаря своей пористой структуре выделять и вновь впитывать воду при определенной влажности и температурных условиях.

Самое удивительное, что рядом с системой каналов, где были обнаружены фильтры, залежи цеолитов отсутствовали. Ближайшее месторождение располагалось лишь на 30 км северо-западнее городища.

«Скорее всего, какой-то наблюдательный житель Тикаля заметил, что вода, которая течет рядом с залежами этого минерала, была чистой. Поэтому индейцы потратили много сил, чтобы доставить его в город. Когда майя поместили его на входе в резервуар, и попробовали воду, они поняли, что она стала чище и вкуснее», – рассказал один из авторов исследования, доцент Кристофер Карр.

Примечательно, что цеолит настолько эффективен в системах водоочистки, что для промышленного производства фильтрующих элементов его используют и по сей день.

Ученые выяснили, каких птиц мумифицировали в Древнем Египте

Французские ученые после проведения глубокого геохимического анализа мумифицированных птиц, найденных в египетских гробницах, опровергли бытовавшее ранее мнение о том, что вместе с усопшими хоронили домашних пернатых.

Мумифицированная птица. Фото Wellcome Images
23 сентября 2020, 12:40

Зоопсихологи выяснили, как приручать волков

Венгерские зоопсихологи из Будапештского университета в ходе многолетних наблюдений за одомашненными волками установили, что они могут испытывать к человеку те же чувства, что и домашние собаки.

Волк. Фото Gary Kramer
14 октября 2020, 16:46

Ученые выяснили секрет прочности панциря жука-броненосца

Американским биологам из Калифорнийского университета в Ирвайне и Техасского университета в Сан-Антонио удалось выяснить, почему панцирь дьявольского жука-броненосца (Phloeodes diabolicus) обладает столь высокой прочностью.

Жук-броненосец. Фото Ken-ichi Ueda
21 октября 2020, 19:40

Ученые создают виртуальную копию Венеции

Для того чтобы сохранить память о Венеции для потомков, итальянские, французские и швейцарские ученые запустили масштабный проект по созданию виртуального копии этого итальянского города.

Венеция. Фото Henrique Ferreira / Unsplash
14 сентября 2020, 20:20

Ученые обнаружили у динозавра уникальные «сенсоры»

Австралийские палеонтологи вместе с доктором Филом Беллом обнаружили у динозавров юрского периода особые органы чувств, помогавшие древним животным в охоте. Уникальность этих «сенсоров» заключается в том, что они располагались на коже.

Хвост Юравенатора. Фото Ghedoghedo
07 октября 2020, 18:10

Ученые рассказали о влиянии пищи на смертность от коронавируса

Ученые из немецкого Университета имени Гумбольдта пришли к выводу, что одним из факторов летального исхода от COVID-19 являются пищевые привычки человека. Причем средиземноморская диета, столь популярная в Европе, не уберегает от смерти.

Соленья. Фото Micah Tindell / Unsplash
07 сентября 2020, 01:20

Ученые РАН проверили состояние шести белых медведей на Новой Земле

Старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук Илья Мордвинцев рассказал о проверке состояния белых медведей на Новой Земле.

Медведь на острове Новая Земля. Фото Nixette
17 сентября 2020, 23:10

Ученые назвали экзопланету, больше всего подходящую для жизни

Астрономы из Вашингтонского университета составили список планет, условия на которых достаточно приемлемы для существования жизни. В перечень вошли 24 небесных тела, сообщается в научном журнале Astrobiology.

Экзопланеты. Фото NASA
05 октября 2020, 14:30

Ученые раскрыли тайну гибели цивилизации острова Пасхи

Антропологи из Орегонского университета (США) пришли к выводу, что крах цивилизации на острове Пасхи произошел не в 1600 году, а как минимум на 150 лет позже. Результаты исследования  опубликованы в издании Journal of Archaeological Science.

Идолы острова Пасхи. Фото Antonio Sánchez / Unsplash
04 сентября 2020, 12:45

Ученые нашли разгадку необычайной силы муравьев

Ученые из японского Окинавского института науки и технологий и французского Университета Сорбонны нашли ответ на вопрос, почему муравьи так сильны. Разгадать причину столь невероятной мощи насекомых помогла технология 3D-моделирования.

Муравьи. Фото MD_JERRY / Unsplash
20 октября 2020, 23:38

Ученые расшифровали древнейший анатомический атлас

Ученые расшифровали древнекитайские манускрипты, обнаруженные почти полвека назад в гробнице Мавандуй. На основании многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что акупунктура может быть обоснована с научной точки зрения.

Фрагмент манускрипта из гробницы Мавандуй