Ученые выяснили секрет прочности панциря жука-броненосца

Американским биологам из Калифорнийского университета в Ирвайне и Техасского университета в Сан-Антонио удалось выяснить, почему панцирь дьявольского жука-броненосца (Phloeodes diabolicus) обладает столь высокой прочностью. Результаты научного труда опубликованы в журнале Nature.

Жук-броненосец. Фото Ken-ichi Ueda

Эти насекомые из семейства зоферид, обитающие на западе США и в калифорнийских пустынях, могут выдержать даже наезд автомобиля. Разгадывая секрет столь высокой надежности экзоскелета дьявольских жуков, ученые обратили внимание на их надкрылья.

Оказалось, что в процессе эволюции Phloeodes diabolicus утратили способность летать. При адаптации к наземному существованию надкрылья насекомых соединились в замок по извилистой линии. Такая сцепка напоминает ту, что используется в пазлах, – она помогает равномерно распределять нагрузку по всему телу. Кроме того, при сжатии ткань надкрылий в районе шва не трескается, а всего лишь разделяется на слои.

«Когда вы прикладываете усилие к куску пазла, вы ожидаете, что он отломится у самой тонкой части, «шейки» соединения. Но мы не видим такого рода катастрофического раскола у этого вида жуков. Вместо этого материал надкрылий расслаивается, что приводит к более изящному разрушению структуры», – цитируются слова руководителя исследования Дэвида Кисайлуса в пресс-релизе.

Идею подобных сверхпрочных соединений можно использовать в строительстве и других областях, где требуется высокая прочность конструкций, считают исследователи.