Ученые обнаружили кристаллы кварца в желудке доисторической птицы

Исследователи, занимающиеся изучением доисторических животных, обнаружили в желудке одной из ископаемых птиц кристаллы кварца. Птица семейства «бохайорнис» (Bohaiornis guoi) дала ученым новую почву для дискуссий, добавив новых вопросов, на которые пока нет однозначного ответа.

Ученые обнаружили кристаллы кварца в желудке доисторической птицы
Окаменелая птица. Фото Yuguang Zhang

«Это какая-то причудливая форма сохранения мягких тканей, которая нам раньше не встречалась. Определение того, что на самом деле найдено в желудке данной птицы, может помочь нам в понимании того, чем она питалась и какую роль играла в экосистеме своего периода», — отметил сотрудник Чикагского полевого музея Джингмай О'Коннор.

Исследуемая ископаемая птица принадлежит к древнему семейству птиц мелового периода и была распространена примерно 120 миллионов лет назад. У этого вида еще сохранились зубы и когти на крыльях, но из-за небольших размеров, сопоставимых с габаритами современного голубя, эта птица не была особо устрашающим созданием.

«Бохайорнис» входит в группу энантиорнитинов, которые были в свое время самыми распространенными птицами на нашей планете. Тем не менее, несмотря на большое количество хорошо сохранившихся окаменелостей, ни одна из них не содержала следов пищи в желудках, что сильно затрудняет ученых в плане предположений относительно рациона этих птиц.

Обнаруженные следы кварца в пищевой системе одного из недавно найденных экземпляров «бохайорниса» поставили перед учеными еще больше вопросов. Так, пока не известно, входил ли кварц в состав пищи этих птиц, либо же это остатки так называемых «желудочных камней», которые используют и современные птицы для улучшения пищеварения.

Однако по единичному случаю сложно судить, являются ли кристаллы кварца так называемыми «гастролитами» (камнями, которые птицы проглатывают для лучшего пищеварения), либо же это один из случаев случайного попадания камней в желудок, что тоже периодически встречается в ископаемых образцах разных видов животных.

Более детальные исследования показали, что найденный в желудке ископаемой птицы кварц, вероятнее всего, не является гастролитом и не служит для очистки системы пищеварения. К такому выводу ученых подтолкнуло явное несоответствие процентного соотношения веса кристаллов кварца к весу самой птицы, что говорит скорее о случайном характере попадания кварца в желудок «бохайорниса».

Таким образом, ученым пока не удалось обнаружить следы пищи или остатки гастролитов в желудках данного семейства доисторических птиц, что не позволяет на данный момент уверенно говорить о рационе «бохайорниса». Исследователям остается лишь выдвигать предположения по данному поводу, пока не подкрепленные фактами.