MBE: Якутские коровы имеют позволяющий выживать в морозы ген

Ученые из Института Цитологии и Генетики СО РАН (Новосибирск) совместно с коллегами из Королевского Ветеринарного Колледжа (Лондон) изучили генетику адаптации якутских коров к морозам и выяснили, что за это отвечает специальный ген. Их научная работа опубликована в журнале MBE.

MBE: Якутские коровы имеют позволяющий выживать в морозы ген
Коровы зимой. Фото Elvis Kennedy (CC BY-NC-ND 2.0)

Как показало исследование, речь идет об отдельной популяции якутского скота, отделившегося от европейских предков примерно 5 000 лет назад. Благодаря своему уникальному генофонду, не связанному ни с яками, ни с бизонами эти коровы могут жить даже в экстремальных климатических условиях, когда столбик термометра опускается ниже 70 градусов по Цельсию.

Эти же генетические вариации, по словам ученых, есть и у «теплолюбивых» коров, обитающих в странах Азии и Африки (у европейских видов они были утеряны в ходе селекции ради мяса и молока). Во многом за счет них они легко приспосабливаются к жаре, зною и дефициту воды.

«Теперь ученым известно, что конвергентная эволюция на нуклеотидном уровне происходит и у пород животных, созданных человеком. Это означает, что индивидуальные породы могут приобретать новые свойства, не характерные для их вида в целом», — рассказал руководитель научной группы Денис Ларкин.

Полученные данные планируется использовать для выведения новых холодоустойчивых видов рогатого скота и развития сельского хозяйства в северных регионах России.